История стилей в дизайне интерьера.

Япония и Китай

Во время первых морских экспедиций Европа впервые познакомилась с диковинными товарами из Китая и Японии. С тех пор в европейских домах появились фарфор и щелк, инкрустированные перламутром ларцы и ширмы, вручную расписанная мебель. С проникновением в Европу восточной культуры и философии интерьеры квартир в европейских городах сознательно стали оформлять с использованием традиционных для Дальнего Востока стилей.

В Европе под влиянием восточной философии самоограничения в недавнем прошлом возник и приобрел большую популярность стиль минимализма, в котором отказ от лишней мебели и избыточного декора стал основополагающим принципом при оформлении интерьера, а изучение любопытными европейцами восточных учений о правильной организации жизненного пространства привело к тому, что чрезвычайно популярен стал «фэн-шуй». Мебель и аксессуары подбирались и расставлялись в доме в соответствии с рекомендациями специалистов в этой области.

С Востока пришла в европейский быт и низкая мебель: черные, легкие деревянные столики, вокруг которых можно сидеть на покрытом циновками полу. Оттуда же «перекочевала» и мода на искусство икебаны (что переводится как «цветы, которые живут»). Японцы видят красоту не в пышной роскоши больших букетов, а в очаровании полевых цветов, стеблях луговых трав. Японский стиль в интерьере не терпит суеты и перегруженности вещами. Оптимальным вариантом современного интерьера для любителей восточной экзотики может стать сочетание скандинавского лаконизма в конструкции мебели с восточными аксессуарами в декоре. Еще одна особенность японского стиля состоит в следующем: в сдержанных восточных интерьерах сочетание цветов и фактур материалов должно быть подобрано по-европейски расчетливо. В эстетике дзэн сочетанию цветов придается большое значение, недопустимы произвольные отклонения. Основные цвета — черный, белый, цвет натурального дерева, для контраста допустим и насыщенно-алый.

Для европейского восприятия непривычными в японском интерьере будут большие пустые пространства, в которых зонирование производится с помощью ширм. Ширмы можно переставлять, убирать, они могут служить в интерьере элементом декора, особенно, если ширма авторская, расписанная вручную.

Еще одна особенность восточных интерьеров состоит в том, что в стенах делается много ниш. Они используются для хранения разных мелочей: свечей, посуды, благовоний, некоторые из них закрыты декоративными решетками-ставнями. В европейском жилище в такие ниши можно поставить, например, керамические сосуды для вина, изготовленные по древним японским образцам. Выглядят они очень декоративно, привнося даже в стандартный интерьер восточную экзотику.

Поклонникам антикварных интерьеров можно предложить декорировать жилье «старинным» китайским фарфором: емкости для сыпучих продуктов и тарелки с традиционной бело-голубой росписью устанавливаются на деревянном столе, а на стену за ним вешается резная створка старинной ширмы. Створки ширм настолько искусно вырезаются из дерева, что могут служить самостоятельным элементом декора в виде настенного панно.

Спокойная цветовая гамма, тонкая резьба и рисунок на фарфоре сделают ваш интерьер необычным и запоминающимся. Лари и шкатулки — еще один непременный атрибут обстановки дома в Китае или Японии. Обычно их ставят на покрытый циновками пол. Эти емкости для хранения разнообразной домашней утвари необыкновенно тщательно украшены: они покрыты множеством слоев цветного лака, черного или красного, на лакированную поверхность наносится тончайшими кисточками рисунок или орнамент. Но часто рисунок создается инкрустацией, для которой используются перламутр или металлическая фольга. Фольга просвечивает легким бронзовым отблеском под слоями покрывающего её Аналогичная техника росписи и инкрустации использовалась и для украшения более крупной мебели: шкафов, комодов и ширм. В европейских интерьерах такая мебель выглядит достаточно экзотично и создает необыч-ные сочетания с современными моделями. Гармонична обстановка гостиной, в которой «выходцы с Востока» — лакированный с росписью шкаф и боль-шой красный ларец, покрытые росписью, — сочетаются с типично европейской мягкой мебелью и коктейльным столиком на ажурных ножках. Этот интрерьер тем более примечателен, что в него можно внести и элементы обстановки в колониальном стиле: скульптура за диваном, вероятно, привезенная из Индии, и рядом тропическое дерево с крупными листьями. В целом интерьер достаточно эклектичен, но, поскольку эклектика сейчас вошла в моду, обстановка гостиной будет; выглядеть очень актуально. Китайский фарфор с ручной росписью, помимо антикварного, о кото-ром мы уже говорили, может быть и современным. Например, фарфоровый сервиз можно использовать на кухне в качестве повседневной посуды или сделать тарелки настенным украшением для декорирования кухни, столовой и даже детской. Отдельного внимания заслуживает освещение. Восточный интерьер обычно предполагает приглушенный свет. И не обязательно, чтобы светильники имели китайское или японское «происхождение» и были, наприйёр, в форме китайских бумажных фонариков с иероглифами. Настольные или напольные лампы, низко висящие потолочные светильники создадут необходимый полумрак и рассеянный свет, игру света и тени. И, конечно, большое значение придается свечам: свечи простой формы, белые или черные, станут лучшим дополнением вашего интерьера с восточными мотивами. Если европейцы увлеклись Востоком относительно недавно, то Россия, благодаря своему географическому положению, была своеобразным перекрестком торговых путей и военных кампаний. Следовательно, близость земель с воинственными монгольскими ордами, трехсотлетнее порабощение сформировали культуру, быт, характер и внешний Облик наших давних соотечественников. До Ивана Грозного восточное влияние на Россию было значительно сильнее западного. Потому рисунки восточных тканей, их колорит, узоры и орнаменты нам на генетическом уровне ближе, чем европейцам. Наши представления об интерьерах Японии весьма отчетливы. А много ли мы знаем о ближайшем географическом соседе этой страны — Китае, у которого японцы так много переняли? Китайский стиль, в эпоху рококо буквально завоевавший Европу, был затем надолго позабыт. В настоящее время на Западе и в России снова возник интерес к китайской художественной традиции. Китай, как и Древний Египет, был очень консервативной страной. Выработанные каноны и обычаи оставались неизменными в течение двух тысяч лет. Поэтому культура Китая остается на редкость цельной, основные эстетические традиции, сложившиеся в глубокой древности, и по сей день практически неизменны. И западного человека привлекает именно эта ненарушенная цельность мировосприятия, поэтому нет ничего удивительного в том, что во всем мире на протяжении множества веков знатоки и ценители искусства преклоняются перед бронзовым литьем, керамикой и фарфоровыми изделиями Китая, его оригинальной живописью, тонкими шелками и ковровыми изделиями. Интерьер китайского жилища на протяжении множества веков почти не изменился. Он довольно однообразен: формы мебели и многих предметов, дизайн жилища во многом связаны с древним учением фэн-шуй, в основе которого лежит идея вечной борьбы мужского и женского начал и циркуляции энергии. Интересно, что китайцы — едва ли не единственный народ Востока, предпочитающий есть сидя на стуле, отдыхать на широкой скамье и спать не на полу, а на кровати. Универсальным материалом, из которого китайцы изготовляли тысячи вещей, был бамбук. В руках находчивого китайского ремесленника он становился материалом для изготовления решеток, перегородок и других конструкций в помещениях, а также различных плетеных изделий, мебели, служил для множества других целей. Мебель из бамбука имела прямолинейные формы, поскольку бамбук не гнется. Бамбуковые стулья и столы в китайском интерьере удачно перекликались с выполненными из того же материала перегородками, решетками в помещениях и мелкими плетеными изделиями. В жилищах состоятельный китайцев основным предметом обстановки была кушетка кан — ложе, сплетенное из лыка или других волокон, с изящным рисунком и с трех сторон окруженное спинками. Были и кровати, полностью закрытые, с боковыми поверхностями, украшенными ажурным орнаментом. Такая мебель чаще всего изготовлялись из твердой древесины» например, из черного, розового дерева и тика. Типично китайским национальным видом мебели являются лакированные табуреты оригинальной конструкции, вставляемые друг в друга или устанавливаемые друг на друга и используемые отдельно как столики для цветов, сервировки или как чайные столики. В жилищах китайцев была и более простая мебель для сидения, например, стулья, лавки. Эта мебель имела простые прямолинейные формы. Столы были похожи на мебель для сидения, их украшали ажурной царгой (тонкая резьба по дереву). Отделка напоминала ажурные узоры, выпиленные лобзиком. Ширмы — в смысле их использования в различных стилях оформления интерьера — это вообще тема для отдельного разговора. Их богатый рисунок становился еще ярче благодаря красочно расшитая шелковым тканям. Над изготовлением этой детали интерьера работали лучшие мастера. Характерной чертой китайского интерьера были и остаются различные подставки, причудливые комбинации полок, ящиков, дверок и нищ для размещения всевозможных изящных безделушек и декоративных предметов. В отличие от парадной мебели, шкафы являлись простыми предметами обихода. Китайское искусство изготовления мебели стало известно благодаря непревзойденной лаковой технике, которую китайцы освоили уже 2 500 лет тому назад.

Китай — родина лаковой техники. Европейская лаковая мебель делалась по китайскому образцу. Китайская лаковая мебели чаще всего имела золотую отделку на черном фоне, изготовлялись и изделия с красным и коричневым фоном. Другой художественной техникой, представленной на парадной китайской мебели, была интарсия, или выпуклость, рельефность, которая отличалась от европейской тем, что вставки немного выступали над поверхностью. Для инкрустации, кроме цветной древесины, применялись слоновая кость, панцирь черепахи, рог, перламутр, раковины, полудрагоценные камни и металл. Всемирной славой пользуется и китайский шелк, который был очень популярен в конце XVII — начале XVIII века, К настоящим произведениям искусства можно отнести расписные шелковые обои, на которых чаще всего были изображены горы с причудливыми деревьями, цветущие кусты, летающие птицы, фигуры небожителей, растения и различные предметы, имеющие символическое значение. Дом в Китае воспринимался как прообраз Неба. Он находился в нераздельном единстве с садом и олицетворял встречу внешнего мира с внутренним.

Важным элементом архитектуры и оформления традиционного китайского дома стало украшение дверей и окон. Их расположение никогда не было случайным, Широкие дверные проемы, находящиеся друг против друга, соединяли интерьер с окружающим миром. Встречались двери причудливой формы: в виде круга или, например, восьмиугольника. Круглые («лунные») двери символизировали совершенство бытия и напоминали о «возвращении в Небо». Внутри дома тяжелые и занимающие много места предметы мебели помещались в строго определенное пространство, причем их устанавливали попарно или в виде трехчастных композиций. Например, разнесенные половинки шкафа, стол с двумя стульями по бокам, курительница с двумя вазами. По словам одного китайского мудреца, расположение предметов Должно создавать впечатление «живой изменчивости». Фарфор в Китае появился задолго до того, как его начали изготовлять в Европе. Ассортимент фарфоровых изделий помимо столовой посуды, сосудов для вина и чайных сервизов включал в себя художественные фигурки животных и человека, цветочно-растительные композиции. Китайский фарфор отличался значительным разнообразием даже в пределах одной эпохи. Считается, что возраст первых керамических изделий, найденных на территории Китая, в долинах рек Хуанхэ и Янцзы, составляет 7-8 тысяч лет. Изготовляемые в Китае чаши, кувшины, вазы, фляги, блюда, чайники и многие другие изделия украшались различными поливами, рельефными и расписными узорами. Особой популярностью пользовалось изображение драконов, которое должно было обеспечить хозяевам защиту от бед. Китайская керамика асимметрична, поскольку в природе, по мнению китайцев, нет ничего повторяющегося. С точки зрения фэн-шуй, керамика — отличный инструмент, позволяющий подстраивать пространство под себя, свой образ жизни и потребности. Очень символичны в этом смысле керамические наборы из нескольких предметов, изготовлявшихся, как правило, вместе с деревянными подставками различной высоты. В возможности переставлять предметы и формы, «выстроить» нечто согласно сиюминутному ощущению себя, и заключается элемент созерцания, без которого жизнь превращается в бессмысленную суету. Динамичность процесса перенастройки — это и есть Дао, что в очень приблизительном переводе означает «путь, процесс, движение». Два первоначала — инь и ян — управляют Вселенной. В керамике Китая отражение этих двух сил может быть выражено как в виде изображения символа инь-янь, так и за счет других художественных приемов: темные (инь) и светлые (янь) краски. В керамических наборах для саке часто используются два сосуда (один — «мужской», другой — «женский») и чаша (пиала), которая их объединяет. Не меньшей популярностью пользовались изображения благожелательных иероглифов на керамических сосудах. Тому, кто хочет создать китайский интерьер, не следует забывать о фонариках, о великолепной китайской живописи и искусстве написания иероглифов. Ширмы и экраны, шкафы и комоды, спинки стульев, крышки шкатулок можно покрыть росписями и инкрустациями, изображающими пейзажи, на столы поставить подносы, положить в них камни, разместить в помещении специальные сосуды с карликовыми деревьями. У стен можно поставить вазы с цветами. Важным штрихом станут букеты цветов — любимых в Китае пионов и хризантем. А аромат курительных палочек! Их можно выбрать на все случаи жизни, на любой вкус, под любое настроение. Конечно, с точностью воссоздать в наших условиях интерьер дома жителей Поднебесной вряд ли удастся, да это и не нужно. Можно отвести отдельную комнату под «китайскую гостиную», повесить в доме свиток с китайскими иероглифами или купить классической формы чайник — и экспансия великой культуры в мир вашего дома начнется. А вместе с элементами декора, фарфоровыми изделиями и книгами китайских мудрецов к вам в дом придут медитативное спокойствие и очаровывающая красота китайской культуры.

Статьи:

Мы часто мечтаем об уютном тёплом доме, в котором можно отдохнуть после трудового дня. Приятно утром идти на работу, где с удовольствием будешь трудиться целый день. 

А выходные можно спокойно провести в загородном доме. И ничто не раздражает: ни цвет стен, ни яркий свет, слепящий глаза, ни шум, мешающий уснуть. 

Если кто и не помнит, поверьте на слово: где-то в начале 70-х в радиоэфире нередко звучал популярный шлягер, в котором были такие слова: «Лишь бы день начинался и кончался тобой!». Как вы думаете, о чем эта песня? О любви? Может быть.

На вопрос «Почему вы решили посвятить себя архитектуре?» Райт ответил: «К счастью, мне не пришлось решать. Это было решено задолго до моего рождения. Моя мать была учительницей, и по каким-то соображениям, известным ей лучше, чем мне, она хотела иметь сына архитектора. Я, как видите, родился сыном и, само собой разумеется, архитектором. Комната, в которой я родился, была увешана гравюрами старых английских соборов. Таким образом, я родился в архитектуре».




Rambler's Top100
Яндекс.Метрика