ГИПСОКАРТОН В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Вариантов дизайнерского поиска существует бесчисленное множество. Каждый архитектор старается уйти от повтo-рений интерьеров, всякий раз создавая новую изюминку. Кроме того, в современном строительстве заказчик, архитектор и дизайнер повсеместно сталкиваются с дилеммой: идти на усложнение форм в интерьерах или нет, как сдeлaть, чтобы задуманные архитектурные фантазии выглядели cмeлo, остро, респектабельно и при этом геометрически чиcтo, технологически качественно. При решении этих задач немаловажен и экономический вопрос.
Создание сложных форм в интерьере — гнутых стен и потолков, колонн и пилонов, сводов и кyпoлoв, объемных бордюpoв, скрывающих источники освещения — обычными строительными методами приводит к значительному удорожанию строительства. На помощь современным дизайнерам приходят технологии Кнауф, представляющие наилучшее соотношение архитектурных и технологических возможностей. При помощи этих систем появилась возможность выполнять декор и структуры на любой вкус, менять климатические и акустические свойства помещений.
Основной идеей в применении гипсокартонных плит при создании архитектурного пространства в интерьерах помещений является принцип: не следовать по пути механической обшивки гипсокартоном стен и потолков. Подобно тому, как в макете из бумаги архитектор создает свой замысел пространства, пластику поверхности, этот проект можно реализовать и в гипсокартонной оболочке. Здесь важен профессионализм архитекторов, дизайнеров, художников и строителей, которые могут коренным образом преобразовать существующее помещение.
Легкость конструкций, полное соответствие форм и функций, экологическая чистота, простота ухода, многовариантность — это далеко не полный перечень достоинств современной отделки гипсокартонными листами. Причем современные гипсокартонные системы позволяют придать конструкциям не только прямые линии и ровные плоскости, но и создать более сложные криволинейные формы, придающие интерьеру неповторимый облик. При помощи гипсокартонных систем скрывают источники освещения, создавая в помещении интимную обстановку, выполняют растровые потолки, обшивают карнизы сложной формы, формируют арочные своды и многие другие.
Описание всех вариантов оформительского искусства -. дело бесперспективное, так как нет границ человеческой фантазии. Однако существует определенный перечень технологических приемов, при помощи которых можно создавать интерьеры, не повторяясь, каждый раз создавая новый вариант, который идеально подходит именно к данному помещению.

ГНУТЫЕ ГИПСОКАРТОННЫЕ ПЛИТЫ И ПРОФИЛИ

Арочные своды, обшивка колонн, сферические переходы и многие другие элементы современных вариантов дизайна являются неотъемлемой частью отделочного искусства. Конечно изготовление плит с цилиндрической поверхностью или отдельных ее частей входит в разряд сложных работ и доступно мастерам высокой квалификации. Большое количество повторяющихся гнутых гипсокартонных элементов целесообразно заказать на заводе, где высокая технологическая оснащенность позволяет выполнить данную операцию с высокой степенью надежности и точности. Но существуют моменты, когда в условиях строительной площадки приходится выполнять подобную работу, не имея в своем распоряжении высокотехнологичного оборудования. В данной ситуации приходится рассчитывать только на мастерство исполнителей и аккуратность в работе.
Сухой изгиб гипсоволокнистых листов основан на относительной гибкости плиты и может использоваться лишь при больших (от 1 до 2,75 м) радиусах изгиба в зависимости от толщины плит. Для этого плиту постепенно изгибают, присоединяя ее к базовой конструкции или к металлическому каркасу шурупами.
Мокрый изгиб позволяет значительно уменьшить (от 0,3 до 1 м) радиус без разрушения гипсоволокнистой плиты. Для получения мокрого изгиба обрезанный лист укладывают рабочей стороной на решетку, чтобы лишняя вода могла стечь. Лист вдоль и поперек перфорируют игольчатым валиком, а затем увлажняют распылителем или малярным валиком несколько раз. После достаточного увлажнения лист укладывают на шаблон, изгибают его и фиксируют клеящей лентой до высыхания (рис. 54). В качестве шаблона можно использовать трубы большого диаметра или специально изготовленные деревянные кружала, наподобие тех, при помощи которых выкладывают кирпичные арочные своды. Но при этом следует учитывать, что изгибать гипсокартонные плиты, используя их относительную гибкость, можно лишь вдоль листа. Минимальные радиусы изгиба гипсоволокнистых листов в зависимости от их толщины приведены в таблице 20.
Пример формирования цилиндрического свода конкав из арочных плит мокрого изгиба приведен на рис. 55.

Таблица 20. Минимальные радиусы изгиба гипсоволокнистых листов
Толщина листа, мм Радиус изгиба, мм
  Сухой изгиб Мокрый изгиб
6,5
9,5
≥1000
≥2000
≥2750
≥300
≥500
≥1000



Изгибы при помощи пропилов позволяют выполнить практически любой радиус изгиба, независимо от толщины гипсоволокнистых листов. Эта методика позволяет формировать нужные изгибы в процессе строительства с высокой степенью точности. Суть данного метода заключается в том, что поверхность, которая подвергается изгибу, заполняют сетью параллельных пропилов, которые пронизывают всю толщу листа без нарушения слоя картона. Именно в этом заключается вся сложность данного технологического приема, так как разрыв


картона приведет к неизбежной поломке гипсоволокнистого листа и к нарушению целостности конструкции. Плиту с пропилами закрепляют на шаблоне (рис. 56) и фиксируют в изогнутом положении при помощи угловой ленты с металлическим вкладышем. После этого пропилы заполняют смесью Uniflott, шпаклюют и обрабатывают всю поверхность.
Фабричное изготовление арок, полуциркулярных элементов для скрытого освещения, S-образных сопряжений разных уровней подвесного потолка за счет применения 2-х и более слоев конструкции обеспечивает возможность получения сложной формы без дополнительных криволинейных металлических направляющих. В частности это очень важно при создании круглых колонн. Особенно удобно использование гнутых элементов заводского изготовления в случаях, когда по каким-либо условиям (конструктивным, эстетическим или пожарным) необходимы элементы в два слоя гипсокартона или достаточно малого радиуса/Причем фабричные дуги могут иметь лицевую сторону как с внутренней (конкав), так и с наружной (ковекс) стороны (рис, 57). При этом облицовка может выполняться как в один, так и в два слоя (рис. 58). При этом стыки листов прокладывают угловой лентой с металлическим вкладышем (рис. 59). Многослойные элементы фабричного изготовления могут крепиться лишь в нескольких местах без сложных металлических направляющих. При помощи этих элементов выполняют закругление разновысотных потолков, выполняют скрытую подсветку потолков и сводов, облицовку несущих элементов и т.д.




Для декоративного оформления мест примыкания подвесных потолков к стенам и перегородкам, а также в сопряжениях с криволинейными поверхностями потолков рекомендуется применять гипсокартонные элементы ломаной формы длиной до 2500 мм с длиной развертки сечения не более 500 мм, выполненные из листов толщиной К=9,5 или 12,5 мм с У-образными пазами (рис. 60). Прямой угол формируется У-образным вырезом, выполненным под углом 90°. Вырез выполняют таким образом, чтобы картонная оболочка не была повреждена, в противном случае конструкция потеряет целостность. Перед формированием угла стенки выреза смазывают жидким клеем Кнауф, изгибают до совмещения стенок У-образного выреза и фиксируют в таком положении до полного высыхания клея. Пилон с двумя углами 90е




формируют двумя вырезами. Для формирования угла 45* угол V-образного выреза тоже должен составлять 45% Более сложные фигуры формируют развертками, расположенными внизу соответствующих фигур. Данные примеры разверток и их комбинации позволяют сформировать фигуру с любым числом поворотов.
Изогнутые металлические профили могут быть как заводского изготовления, так и формироваться в процессе строительства. Они позволяют выполнить монтаж гипсокартонных сводов не только при помощи гипсокартонной оболочки, но и придать конструкции высокую жесткость и прочность. При этом фабричное гнутье профилей обеспечивает более высокую точность совмещения элементов оболочки с минимальными трудовыми затратами. Минимальный радиус изгиба гнутых профилей заводского изготовления составляет 100 мм. Стандартная длина изогнутых профилей составляет 2600/3100/4000 мм. При этом начальный и конечный участки профилей длиной 150 мм не изгибаются. Пример гнутых металлических профилей заводского изготовления приведен на рис. 61.
При формировании гнутых металлических профилей в условиях строительной площадки полки ПН-профилей разрезают на сектора и выгибают в нужном направлении и с необходимым радиусом.
При монтаже ПС-профили соединяют с ПН-профилями заклепками или саморезами. При этом расстояние между ПС- профилями и расстояние между дюбелями должно составлять не более 300 мм. Пример формирования цилиндрического свода конкав с применением гнутых профилей приведен на рис. 62.




СОЕДИНЕНИЕ НЕСУЩИХ И НАПРАВЛЯЮЩИХ ПРОФИЛЕЙ ПОД РАЗЛИЧНЫМИ УГЛАМИ

Архитектурная задача современных дизайнов может вызвать необходимость соединения несущих и направляющих профилей под различными углами. Для этого существует вращающийся анкерный угол, при помощи которого соединение профилей можно выполнить под всеми углами без ограничений (рис. 63). Для этого вращающийся анкерный угол предварительно сгибают, приблизительно устанавливая нужный угол, вставляют в направляющий профиль, прикладывают по месту, доворачивают на нужный угол и загибают на основной профиль

Соединение профилей по длине под различными углами выполняют при помощи специального углового соединителя

(рис. 64). Для этого соединитель в разрезанной части сгибают иа нужный угол и фиксируют его в таком положении при помощи просекателя, заклепок или шурупов. При большой потребности угловых соединений профилей соединители заказывают на заводе, где их загибают под нужным углом с достаточно высокой точностью. Если фиксация угловых соединителей выполняется в условиях строительной площадки, то целесообразно изготовление специального шаблона, который позволит выполнить загиб под нужным углом без значительных отклонений углов.

ВАРИАНТЫ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПОИСКА

Приведенные выше приемы открывают путь к бесчисленному множеству вариантов дизайнерского поиска. При их помощи можно выполнить потолочные переходы под различными углами, создать пиловидные потолки, выполнить обшивку выступающих конструктивных элементов здания, создать карнизы сложной формы и многие другие элементы дизайна.
Потолочные переходы с различными углами позволяют выполнить разновысотные потолки без дополнительных несущих элементов металлического каркаса. Примером такого перехода под углом 45е может стать конструктивное исполнение потолочного перехода, показанное на рис. 65.


Для его исполнения несущие профили при помощи углового соединителя скрепляют между собой под углом 135°, что позволяет создать самонесущую конструкцию достаточно большой жесткости. Листы гипсокартонной обшивки, развертка которых показана под рисунком, изгибают под нужным углом при помощи V-образных вырезов, которые в своем основании составляют угол 45е. При этом V-образный вырез, при помощи которого формируется наружный угол, делают в верхней части листа, а вырез для внутреннего угла—в нижней. Меняя углы соединителя и V-образных вырезов гипсокартонной развертки, можно моделировать потолочные переходы с различными углами наклона.
Потолочный переход с прямыми углами с формированием двухступенчатого карниза (рис. 66) требует более сложной развертки гипсокартонных листов. В зависимости от размеров карниза развертка гипсокартонных листов может состоять из двух и более плит, так как ширины плиты может не хватить для формирования цельного перехода. Для данного примера развертка состоит из двух плит, но их может быть и больше, в зависимости от высоты перехода и количества ступеней в карнизе. Прямые углы металлического каркаса формируют при помощи угловых соединителей, а консольная часть карниза (при небольшой длине) может быть самонесущей. Более длинные консоли, на примерах которых мы остановимся ниже, могут формироваться с помощью металлических уголков или пластин.
Консоли, являющиеся составной частью декоративных карнизов, могут быть как самонесущими, так и усиленными металлическими элементами. Самонесущая консоль (рис.67) формируется только за счет жесткости гипсокартонной плиты, поэтому ее длина не должна превышать 100 мм. В принцип ее формирования заложены все те же V-образные вырезы, при помощи которых формируется нужная форма консоли. Форму консоли собирают до монтажа, склеивают клеем Кнауф и после полного застывания клея монтируют по месту.
Консоль длиной 150 мм и более (рис. 68) усиливают металлическим уголком толщиной не менее 2 мм, ПН-профилем или металлической пластиной, толщина которой должна быть не менее 2 мм. Несколько консолей различной длины и конфигурации, склеенных между собой листов, могут формировать карниз. Отдельные консоли дополнительно скрепляют между собой скобами




ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОТОЛКИ

Гипсокартонные системы позволяют создать потолочные системы на любой вкус и с любыми климатическими и акустическими свойствами. Они могут обладать оптическими, звукопоглощающими, энергосберегающими, огнезащитными свойствами, принимать различные формы или выполнять

другие функции, необходимые для каждого конкретного помещения. Декоративные выступы на потолках позволяют избавиться от эха, что особенно важно для доверительных бесед в просторных залах, фойе и в других общественных помещениях. В выступах потолков скрывают светильники, инженерные коммуникации, несущие балки, вытяжные короба и другие строительные элементы.
Примером такого ступенчатого потолка могут служить конструкции, показанные на рис. 69. Гипсокартонные ступенчатые элементы для потолка можно заказать непосредственно на заводе, высокотехнологичное оборудование которого позволяет выполнить элементы развертки (внизу рисунка) с высокой степенью точности. В заводских условиях гипсокартонные элементы надежно склеивают в отдельные пластины, что значительно снижает трудоемкость строительных работ и повышает надежность конструкции. Размеры пластин могут меняться в зависимости от желаний заказчика. Между собой пластины скрепляют клеем Кнауф с дополнительным усилением крепления скобами.
Ступенчатая конструкция позволяет надежно скрыть несущую потолочную балку, придав поверхности потолка высокие декоративные свойства. Акустические плиты Кнауф, использованные в данном варианте для ровных поверхностей, придают всей конструкции высокие звукопоглощающие свойства. Если нет необходимости повышать акустические свойства потолка, то ровные плоскости можно формировать простыми листами гипсокартона. Элементы для ступенчатой конструкции (развертки внизу рисунка) можно заказывать на заводе или изготавливать из ГКЛ в условиях строительной площадки. В них можно выполнять отверстия для устройства вытяжной вентиляции или встраивать светильники согласно проекту освещения. Крепят ступенчатые элементы к несущему каркасу, принцип построения которого при помощи угловых соединителях рассмотрен выше.
Пластинчатый потолок, состоящий из вертикальных пластин (ламелей) заводского изготовления и акустических металлических профилей между ними, представляет собой обычную ребристую конструкцию. Основные элементы потолка (вертикальные ламели) могут располагаться как вдоль, так и поперек помещения или с диагональной расстановкой в зависимости от задуманного дизайна. Угол расстановки вертикальных ламелей меняют в зависимости от дизайнерского замысла при помощи вращающихся подвесов, вставленных между слоями ГКЛ. К ламелям вращающийся подвес крепят саморезами и загибают на несущем профиле металлического каркаса. Угол между стеной и осью направления ламелей регулируют по шаблону.


Перфорированная поверхность металлических плит повышает эстетические качества потолка и позволяет достигнуть высокого уровня звукопоглощения. Последнее качество очень важно для лечебных заведений, помещений репрезентативного характера, детских учреждений, где уровень звукопоглощения ставится во главу угла.
Монтаж основной плоскости потолка сводится к простому чередованию перфорированных акустических профилей (рис. 70) и вертикальных ламелей и не представляет особых технологических трудностей. Для повышения акустических свойств металлических профилей из перфорированной стали в них вставляют звукопоглощающую прокладку. Ступенчатый потолок формируют из ламелей разной высоты (рис.71). Для повышения звукоизоляционных свойств потолка между металлическими профилями каркаса укладывают листы минеральной ваты или другой изоляционный материал. Окончательная отделка гипсокартонных поверхностей выполняется путем наклеивания стеклоткани или нанесением декоративной штукатурки 3-х кратным распылением.




Пиловидный потолок с парусом придает помещению недостающую "изюминку" (рис. 72). Технология строительства такого потолка основана на соединении несущих профилей и гипсокартонных листов под разливными углами. Закругленные подвески в виде паруса из гипсокартона под потолком усиливают декоративные качества всей конструкции. Размеры парусных подвесок и радиус их закругления зависит от дизайнерского замысла. Обычно для этого используют элементы заводского изготовления, что в значительной степени снижает трудоемкость монтажных работ.
Типовыми схемами Кнауф предусмотрены элементы для волнообразного потолка (рис. 73). Гипсокартонные S-образные элементы, имитирующие волны, крепят таким образом, чтобы концы соседних подвесок перекрывали друг друга, что создает иллюзию целостности конструкции. Для крепления подвесок из гипсокартона вырезают специальные шпангоуты, которые закрывают торцевую часть потолочной конструкции. Кроме того, гипсокартонные шпангоуты придают элементам 'жесткость и предотвращают колебания при возникающих воздушных потоках в помещении. Радиальный вырез на шпангоутах должен совпадать с радиусом кривизны волнообразной части потолка



Купола из гипсокартона являются наиболее сложной частью конструктивной схемы и монтируются большей частью из элементов заводского изготовления (рис- 74), так как изготовить сегменты для купола в условиях строительной площадки очень сложно. Для формирования купола в гипсокартонных сегментных листах вырезают пазы, которые лучами расходятся от центра купола, что возможно только при наличии специального оборудования.
Каркас для купола изготавливают из гнутых потолочных профилей, расположенных радиально. Точки для подвески купола подбирают таким образом, чтобы нагрузки на подвесы были равномерными, а сам купол не имел перекосов.




Примеры дизайн проектов интерьера

Книги:
















С. П. Никольская
История дизайна
Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, профессиональных дизайнеров и широкого круга читателей, интересующихся предметных миром дизайном.
Заказать

Статьи:

Зачем нужен дизайнер интерьера?
Мы часто мечтаем об уютном тёплом доме, в котором можно отдохнуть после трудового дня. Приятно утром идти на работу, где с удовольствием будешь трудиться целый день. А выходные можно спокойно провести в загородном доме. И ничто тебя не раздражает: ни цвет стен, ни яркий свет, слепящий глаза, ни шум, мешающий уснуть. Ничто не тревожит. Все для Вас…


Дизайн интерьера и планирование жизненного пространства.
В практике архитектурного проектирования интерьера организация жизненного пространства тесно связана с нахождением наиболее рационального объемно – планировочного решения интерьера, увязкой с конструктивной схемой здания и его декоративного наполнения. Существуют определенные нормы и правила проектирования интерьера, но нет стандартных решений планирования пространства интерьеров.

История интерьера
Самое поверхностное толкование понятия «интерьер» связано с обстановкой и отделкой того или иного помещения. Архитекторы рассматривают интерьер в связи с экстерьером – внешним видом постройки в целом. Концепция архитектурного интерьера не может до конца реализоваться в виде отдельно взятого помещения, но проектируется как система пространств с выявлением акцентов, направлений физического и эмоционального движения.
читать >>



Rambler's Top100 Яндекс.Метрика